Важная особенность международной торговли заключается в опосредованном контакте покупателя и продавца. Погрузкой, доставкой и выгрузкой товаров всегда занимается сторонняя логистическая компания, а момент совершения сделки оказывается растянутым во времени. Поэтому продавцу и покупателю важно определить тот самый момент, когда ответственность за товар переходит от первого ко второму. Их выбор традиционно указывается в сопроводительных документах в виде буквенного кода, взятого из международных правил Инкотермс. Зачем нужен этот «шифр» и как он влияет на условия поставки товара? Давайте разбираться вместе.
Первый международный регламент по грузоперевозкам был утвержден еще в 1936 году. С тех пор Инкотермс пересматривается каждые 10 лет, в него вносятся некоторые правки согласно текущим тенденциям. Самым «свежим» вариантом является документ 2020 года. Но, по своему усмотрению, контрагенты могут использовать и более ранние версии, указывая этот факт в договоре.
Термин Инкотермс полностью избавляет от этих проволочек. Он уже содержит в себе все условия поставки, распределяет ответственность между продавцом и покупателем, предопределяет момент перехода собственности и ответственности. При этом он не требует «расшифровки», понятен и контрагентам, и всем лицам, которые рассматривают сопроводительные бумаги на пути следования груза. Обычно избранные условия называют «базисом» или «термином», при этом каждый из них включает в себя:
Условия поставки товара Инкотермс не обладают гибкостью – изменить в нем отдельные пункты нельзя. Поэтому, если стороны выбрали один из базисов, то считается, что они полностью согласились с его предписаниями.
Базисы международных правил перевозки делятся на 4 группы, каждая из которых предполагает собственный уровень ответственности сторон.
По своей сути она обозначает самовывоз товара со склада поставщика. Продавец обязуется только предоставить груз, а все риски по вопросам перевозки несет покупатель.
В этом случае продавец отвечает за все процессы, происходящие на его стороне – погрузку товара в предоставленный транспорт, упаковку и прохождение таможенного контроля. Далее вся ответственность по страхованию, перевозке и выгрузке ложится на покупателя.
Эта часть терминов возлагает значительный уровень расходов и ответственности на продавца. Он организует и оплачивает доставку, проходит таможенный контроль, страхует груз на всем пути следования за свой счет, но в пользу покупателя. То есть он производит полную оплату услуг, а в случае утраты или повреждения груза компенсацию получит вторая сторона сделки. Но товар при этом считается принадлежащим покупателю с момента погрузки его на борт транспорта.
Эти термины предполагают доставку под ключ. Ответственность и право собственности переходят к покупателю только в момент получения им товара в терминале транспортной компании или на собственном складе.
С 2022 года произошел целый ряд изменений в международных отношениях России и европейских государств. Санкции существенно ограничили товарооборот, но не отменили действия правил Инкотермс. Поэтому они по-прежнему остаются актуальными для отечественных компаний, ведущих международную деятельность. Единственный нюанс в использовании терминов, который следует учитывать – это отсутствие их действия на территории Китая. Здесь все условия договора важно внимательно предусмотреть и прописать в документах без Инкотермс.
Заполните поля, описав ваше отправление или просто оставьте свои данные. Мы свяжемся с вами, чтобы уточнить детали и подготовит расчет для вас