10 лет успешных грузоперевозок Наша логистика индивидуальна
Официальный представитель международной транспортной сети WORLDWIDE INDEPENDENT NETWORK (WIN) в России.
+7 (495) 981-87-23
Пн-ПТ: 10.00-19.00 Контакты

Без вины виноватая… РЖД придется платить за грузы, поврежденные в результате аварий

Причем в постановлении говорится, что государственная монополия обязана нести ответственность даже в том случае, если авария произошла не по ее вине. Комментируя это решение, представители РЖД заявили, что оно только увеличит популярность железнодорожных перевозок.

 

С чего все началось…

Имеет смысл рассказать о предыстории этого судебного разбирательства. Началось все с того, что 16 мая 2011 года грузовой автомобиль КамАЗ, проигнорировав запрещающие сигналы, выехал на ж/д пути, что привело к столкновению с грузовым составом.

Авария произошла на территории Волгоградской области, на перегоне между станциями Колетниково и Гремячая. В результате погибли водитель КамАЗа и его пассажир, а машинист с помощником отделались травмами различной степени тяжести. Кроме того, движение на этом участке железной дороге оказалось нарушено (восстановить его не удалось даже спустя сутки).

Вагоны, которые входили в состав потерпевшего крушение поезда, принадлежали частной компании «Русский мир». Они оказались поврежденными настолько, что уже не подлежали восстановлению, поэтому были проданы на металлолом. Эксперты компании оценили нанесенный ей ущерб в 3 млн рублей и обратились в суд за получением компенсации от грузоперевозчика.

Тяжба длилась несколько лет, в течение которых многократно выносились и отменялись противоречащие друг другу решения. Так, Московский арбитражный суд, который первым рассматривал дело, постановил удовлетворить выдвинутые материальные претензии. Однако апелляционная инстанция приняла сторону государственной монополии, подтвердив, что вины перевозчика в аварии нет: все меры, необходимые для ее предотвращения, были приняты.

И вот в разбирательстве поставили-таки точку. Основанием для принятого решения послужила статья 105 Устава железных дорог, в которой сказано, что ответственность ложится на перевозчика независимо от того, кто виноват в повреждении или утрате груза.

 

…и что в итоге?

Независимые эксперты полагают, что этот прецедент положит конец неопределенности, которая царила до сих пор в судебной практике по подобным делам. Ожидается также, что он подтолкнет РЖД к разработке четкой юридической процедуры, которая позволяла бы цивилизованным путем решать спорные вопросы, как это делается в других странах. В результате риски должны снизиться, что потенциально способно привести к увеличению объемов железнодорожных грузоперевозок. Правда, прибыль, которую извлечет из этого РЖД, почти наверняка превысят возможные затраты на компенсационные выплаты.

Еще одним вариантом выхода из сложившейся ситуации может стать страхование ответственности в случае, когда вина за аварию лежит на третьих лицах. Если это произойдет, тарифы на железнодорожные перевозки могут увеличиться. Однако специалисты не ожидают существенного роста: скорее всего, он не превысит 0,1 %. В целом вся отрасль должна оказаться в выигрыше: понятно, что текущее положение дел, когда споры между грузоотправителем и грузоперевозчиком решаются в судебном порядке, трудно назвать нормальной.

Из-за неэффективной работы государственных органов Приморского края местные компании, работающие в сфере грузоперевозок, испытывают трудности с получением специальных разрешений. А ведь без них предприниматели...
« Предыдущая новость
Однако ситуация выглядит странной лишь на первый взгляд. Дело в том, что перевозчики предпочитают более длинные, но и более безопасные маршруты.   Падение вместо роста Ярким примером может...
Следующая новость »