10 лет успешной работы Наша логистика индивидуальна
Официальный представитель международной транспортной сети WORLDWIDE INDEPENDENT NETWORK (WIN) в России.
+7 (495) 981-87-23 Пн-ПТ: 10.00-19.00 Контакты
заявка на расчет

Состояние грузоперевозок в России

29 августа 2012 г.

Однако сегодня во многих двусторонних соглашениях, касающихся воздушного сообщения между Российской Федерацией и другими государствами, вообще не предусмотрено разделение на перевозчиков, пассажиров и грузы. А значит, выгодная для грузоперевозок линия вполне может быть уже занята пассажирской авиакомпанией.

Если говорить о либерализации, нужно отметить достаточно радикальную позицию компании «Интерпорт», которая развивает инфраструктуру грузоперевозок по Москве и Красноярску. Председатель совета директоров этого предприятия Сергей Батехин заявляет, что накануне окончательного вступления нашей страны в ВТО «Интерпорт» хочет добиться либерализации процесса предоставления коммерческих прав для иностранных компаний, чтобы иметь на руках полностью подготовленный пакет договоренностей, касающихся полетов через хабы предприятия в Москве и Красноярске. Сергей говорит: «Мы прекрасно понимаем, что Европа отстаивает свои интересы, а чиновники российских ведомств − интересы нашей страны. Однако доставшаяся нам в наследство с советских времен система межправительственных соглашений сегодня очень сильно тормозит развитие многообещающей отрасли. Именно поэтому мы предлагаем Министерству транспорта выборочно открыть небо. Вполне резонное решение − оказывать поддержку крупным отечественным авиакомпаниям, которые в последние годы сумели добиться большого пассажиропотока. В сфере перевозки грузов нет конкуренции: каким бы огромным ни был масштаб AirBridgeCargo, все грузоперевозки в мире она не закроет. Для нее можно выделить ряд направлений, где компании обеспечат защиту за счет механизма межправительственных соглашений. Остальные же маршруты будет правильным открыть для заинтересованных иностранных перевозчиков».

«Интерпорт» − это достаточно молодая компания. Она была создана лишь в начале 2012-го. Главной целью основателей − холдинга «Интеррос» и ГК «Кратос» − была консолидация и управление активами в транспортно-логистической сфере, а также возведение новой грузовой инфраструктуры аэропортов. Согласно заявлениям представителей компании, придерживаясь данной стратегии «Интерпорт» при содействии консалтинговой компании SASI осуществляет переговоры с авиаперевозчиками из Европы, Китая, Америки, с целью привлечь их к перелетам через Красноярск. Ближневосточные гиганты Emirates и Etihad также проявляют заинтересованность. «Интерпорт» постоянно расширяет географию сотрудничества, распространяясь на все основные международные направления. В компании уверены: Красноярску по силам соединить Азию и Северную Америку, Европу и Азию, Ближний Восток и Северную Америку.

Еще одной острой проблемой является растущее противостояние между нашей страной и Евросоюзом касательно участия отечественных авиакомпаний в принятой в Европе системе торговли квотами на выбросы вредных газов EU ETS. Сергей Батехин говорит, что защита российских авиаперевозчиков не должна причинять ущерб аэропорту, в который уже вложили 300 млн долларов. Председатель совета директоров «Интерпорта» напоминает, что когда принималась федеральная программа по развитию красноярского аэропорта Емельяново, представители компании не раз заявляли о том, что собираются построить международный транспортный хаб, который является очень удобным транзитным пунктом для перевозки грузов из Европы в Азию. Этот хаб будет востребован и отечественными, и зарубежными предприятиями. Власти тогда отмечали необходимость развития региона и привлечения частных инвестиций. Сегодня же выходит, что частный капитал потратил собственные деньги на возведение инфраструктуры, а вот грузопоток, необходимый для ее дальнейшего развития, так и не вырос − из-за того, что Россия наказывает Европу за одностороннее введение квоты на выбросы. Позиция Министерства транспорта по данному вопросу очень жесткая. Так, Lufthansa осуществлялись ранее полеты через Красноярск. Были разговоры о том, чтобы после вступления РФ в ВТО дать самолетам авиакомпании возможность не только совершать технические пересадки, но и предоставить коммерческие права. Таким образом, аэропорт Емельяново смог бы использовать существующую современную инфраструктуру. Однако в итоге Lufthansa будет делать лишь 19 рейсов в неделю вместо 40. Убыток аэропорта составил 20 млн долларов − а все в результате запретительных мер государства.

 

Оптимальная транзитная стратегия

Сегодня увеличение грузооборота в нашей стране наблюдается главным образом благодаря импорту. Темпы его аналогичны темпу роста благосостояния россиян. В то же время экспорт практически не увеличивается. Это является серьезной проблемой для страны. «Учитывая данную ситуацию, «Интерпорт» рассчитывает на кратное увеличение транзитных и трансферных грузоперевозок. Чем больше пар городов будут связаны через хабы компании в Москве и Красноярске, тем больше «Интерпорт» сможет обслужить транзитных и трансферных грузов», − рассказывает президент компании Игорь Каталевский.

«Интерпорт» выстроил географию работы по основной линии грузопотоков в России − Запад, Центр, Восток. Опорными точками проекта являются грузовые терминалы аэропорта Шереметьево в Москве и Емельяново в Красноярске. В столице под управлением «Интерпорта» − грузовой комплекс, который будет включать трансферный склад и терминал. Общая его площадь − свыше 21 тыс. м2. В Красноярске «Интерпорт» управляет компанией, которая эксплуатирует один из крупнейших на Дальнем Востоке грузотерминалов. Он включает не только складские, но и офисные помещения и расположен на площади 23 тыс. м2.

Специалисты компании говорят, что создание хаба в Красноярске должно привлечь дополнительно свыше 200 тысяч тонн грузопотока в год. Дополнительная прибыль для аэропорта и операторов составит более 7 млрд рублей. Будет создано 2 тысячи новых рабочих мест. Поступления от налогов и сборов превысят сумму 1,5 млрд рублей. А косвенная прибыль от развития околоаэропортовой инфраструктуры может увеличить данные показатели чуть ли не в два раза. В сентябре стартуют регулярные кроссполярные перелеты компании AirBridgeCargo через Красноярск, поэтому сейчас «Интерпорт» закупает дополнительное оборудование и готовит персонал.

В столице планируется завершить объединение двух операторов, обслуживающих грузы в Шереметьево, − речь идет об ООО «Руспорт» и компании «Аэропорт Москва». Также полным ходом идут процессы технологического перераспределения грузовых потоков в пределах грузовой деревни, которую «Интерпорт» строит на территории аэропорта. Каждый склад будет иметь определенную специализацию и будет обрабатывать только грузы одного типа (например, международные, внутренние, трансферные), а потому специалисты смогут учесть специфику работы с каждым из них. В соответствие с выбранной схемой, в скором времени «Интерпорт» приступит к реконструкции первого из складов. В планы компании также входит реконструкция складского комплекса − будет построена грузовая площадка, где будет размещаться перронная техника и различные средства механизации. Ее площадь составит 7 тыс. м2. Она будет примыкать к грузовому перрону, строительство которого также планируется завершить нынешним летом. Грузовая площадка позволит размещать спецтехнику, необходимую для одновременного обслуживания нескольких самолетов на одном перроне. В 2012-м году «Интерпорт» также планирует приобрести дополнительное оборудование − ведь грузооборот в Шереметьево растет (его увеличение связано с объединением двух операторов, обслуживанием рейсов компании AirBridgeCargo, запуском транзитного склада, а также ростом объема внутренних перевозок «Аэрофлота»).

Планы на будущее

Принимая во внимание географическое положение Красноярска, компания «Интерпорт» проявляет заинтересованность в развитии региональной транспортировки грузов. Руководство предприятия видит объективную потребность в налаживании грузоперевозок с крупными сибирскими городами − Якутском, Анадырем, Норильском, Мирным. В эти населенные пункты очень сложно доставить грузы каким-либо другим путем, кроме воздушного. Компания рассматривает возможность сотрудничества с другими авиакомпаниями, например, NordStar, активно развивающей сеть маршрутов из Красноярска.

«Интерпорт» также планирует продемонстрировать грузовым операторам возможные схемы транспортировки грузов через Красноярск, куда они могут быть доставлены и железнодорожным, и автомобильным, и морским транспортом. В разные сибирские города их будут перевозить самолетами. Перспективность данного направления работы легко просчитать, если взять суммарный объем грузов Норильска, Якутска и Мирного − городов, которые ближе всего находятся к Красноярску. Он составляет около 70 тыс тонн в год − а это в четыре раза больше, чем обслуживает на сегодняшний день аэропорт Емельяново.

Сергей Батехин говорит, что «Интерпорт» также собирается изучить вопросы взаимосвязи авиакомпаний. Руководство рассматривает возможность выступить посредником, организовав продуктивное взаимодействие между российскими и международными компаниями. В конечном итоге это также должно увеличить объем грузов, обслуживаемых операторами «Интерпорта». Например, сегодня AirBridgeCargo не ведет никаких отношений с «Аэрофлотом». Каждая компания перевозит только свои грузы, хотя «Аэрофлоту» было бы выгоднее, прилетая из Азии, перепоручать сотни тонн грузов. Они бы летели дальше в Европу его же самолетами − или транспортом других компаний. Пока этого, к сожалению, нет.

Еще одним перспективным направлением развития является сотрудничество с пассажирскими авиакомпаниями для транспортировки грузов в багажных отсеках широкофюзеляжных самолетов. Игорь Каталевский говорит: «Пока что наши предположения полностью оправдываются, и сегодня мы можем учитывать даже грузовую составляющую пассажирских самолетов. Она будет расти с каждым годом. Сегодня эксплуатируются все более крупные пассажирские самолеты, такие как Boeing 777. Важной их особенностью является то, что даже при полной загрузке пассажирами в них остается еще около 20-25 тонн емкостей, в которых можно перевозить грузы. Кстати, «Аэрофлот» уже заказал нам пять таких самолетов. Здесь мы видим отличный задел для работы не только с грузоперевозчиками, но и с пассажирскими компаниями, прежде всего с «Аэрофлотом». Эта компания имеет разветвленную международную сеть полетов, которая на данный момент насчитывает более 120 направлений».