10 лет успешной работы Наша логистика индивидуальна
Официальный представитель международной транспортной сети WORLDWIDE INDEPENDENT NETWORK (WIN) в России.
+7 (495) 981-87-23 Пн-ПТ: 10.00-19.00 Контакты
заявка на расчет

Развитие портов Южного федерального округа: в поисках оптимального решения

08 октября 2013 г.

Доступные тарифы − залог роста спроса

Первым вопросом, который рассматривали на совещании, стала проблема тарифообразования. Владимир Путин обратил внимание, что многие компании, отправляющие грузы, вынуждены прибегать к услугам иностранных перевозчиков просто потому, что цены у отечественных очень сильно завышены. По его словам, даже проблема неразвитости логистики не является настолько критичной, как непомерные тарифы.

Обеспечить достойный уровень логистического сервиса − еще одна важнейшая задача, которую поставил перед чиновниками президент. Это один из наиболее проблемных компонентов в работе портов, и ему необходимо уделить большое внимание, отметил он.

 

Потребности превышают возможности

Если говорить о портах Азово-Черноморского бассейна, то важным сдерживающим фактором для грузоперевозчиков являются их ограниченные возможности. Согласно данным статистики, уже к 2030 году потребность только лишь в перевалке сухих грузов превысит 150 млн т. На данный момент максимальные возможности портов Южного федерального округа составляют около 70 млн тонн. Эксперты называют подобные инфраструктурные ограничения главным сдерживающим фактором, препятствующим увеличению объемов торговли с зарубежными партнерами и росту количества транзитных перевозок. Компании обращаются к конкурирующим иностранным портам, а наша страна − теряет прямую выгоду.

Обсуждая сложившееся положение, Владимир Путин подчеркнул, что необходимо как можно быстрее наращивать мощности − речь идет прежде всего о крупных портах, таких как Туапсе и Новороссийск. Одновременно глава государства обратил внимание, что даже развитие данных терминалов не сможет компенсировать растущий спрос: необходимо работать и над созданием резерва портовых мощностей. Только таким образом удастся построить эффективную логистическую систему и обеспечить хороший сервис.

 

Существующие планы развития инфраструктуры

Министр транспорта М.Соколов в своем докладе сообщил, что на данный момент на порты Южного ФО приходится около трети всего российского грузооборота, однако работают они на пределе. В течение последних четырех лет объем перевозимых грузов вырос на четверть, достигнув в 2012-м цифры 565 млн т. При этом показатель объема перевалки грузов составил 260 млн тонн − около трети от общего грузооборота. Из-за того, что мощность портов практически исчерпана, качество их работы падает. На Новороссийский порт приходится 66 % грузооборота, базу в Туапсе − 10 %, порт Ростова − 6 %. Остальные девять городов берут на себя лишь 17 % объема грузов.

Затронув тему перспектив развития портов Азово-Черноморского бассейна, Соколов обратил внимание, что из 12 имеющихся на данный момент планов только 3 способны обеспечить грузооборот в 150 млн тонн. «Хотя у каждого нашего порта существуют перспективы развития, большинство из них сильно ограничены, поскольку терминалы расположены или в центре городов, или на мелководье». Наиболее реальными представляются планы по расширению пропускных способностей железных дорог и возведение новых портов в Тамани и Новороссийске к 2020 году.

РЖД поддерживает планы расширения

Все три проекта предусматривают в первую очередь развитие железнодорожных подходов к портам Южного федерального округа в целом и Краснодарского края в частности. Именно поэтому важнейшим аспектом реализации перспектив расширения является взаимодействие с РЖД. Выступая на совещании, президент компании В. Якунин отметил, что несомненная тенденция к увеличению потока грузов в южном направлении наблюдается уже сегодня. По его словам, в прошлом году РЖД перевезла в направлении портов Азово-Черноморского бассейна на 11 % больше грузов, чем в 2011-м (в численном выражении это составило более 62 млн тонн).

Якунин считает, что сконцентрировать усилия в данный момент следует на расширении таманской портовой инфраструктуры. Он считает, что к 2020-му объем грузоперевозок в этом направлении увеличится не менее чем в два раза, достигнув 65 млн тонн. По словам главы РЖД, первоочередной задачей является строительство двухпутных участков от Котельниково до Тихорецкой. При этом Краснодар придется обойти − пропускные возможности города очень сильно ограничены.

Владимир Якунин согласился с мнением главы Министерства транспорта о том, что и возможности для развития Новороссийского порта очень сильно ограничены. «Необходимо искать новые пути − наиболее перспективным представляется строительство терминала в Тамани».

По предварительным подсчетам для расширения путей до 2020 года потребуется инвестировать порядка 166 млрд рублей. При этом компания уже предусмотрела выделение 72 млрд по долгосрочной инвестиционной программе. Оставшиеся 88 млрд рассчитывают получить по федеральной целевой программе.

«Наиболее сложным вопросом является электрификация. Мы уже ведем переговоры с Федеральной сетевой компанией и получили предварительное согласие на создание соответствующих мощностей», − отметил Якунин.